ПОЛОЖЕНИЕ
о «Материнской школе» ГУО «Детский сад №107 г. Гродно»
I. Общие положения
Материнская школа ГУО «Детский №107 г. Гродно», далее материнская школа, создана и функционирует в рамках проекта «Развитие детей раннего возраста», реализуемого в Республике Беларусь при поддержке Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).
Материнская школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка / 1989/, Конституцией Республики Беларусь / 1996/, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» / 2000/, Кодексом Республики Беларусь брака и семьи / 1999/, Законом Республики Беларусь «Об образовании» / 2000/ и настоящим положением.
Материнская школа является структурной частью системы взаимодействия дошкольного учреждения № 16 с семьей и социумом.
Концептуальные основы деятельности материнской школы
Современная наука доказывает бесспорный приоритет семейного воспитания. Данные социологических, психолого-педагогических исследований позволяют утверждать, что в системе разнообразных институтов и социальных групп именно семья является самым необходимым, специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Интимно-личностные отношения, существующие в семье, имеют огромное значение в обеспечении эмоциональной защищенности, психическом развитии и становлении личности ребенка. Успехи семейного воспитания зависят от общей культуры членов семьи, их психолого-педагогической, правовой компетентности, опыта, традиций в воспитании детей (Ю.П. Азаров, Е.Н. Арнаурова, В.П. Дуброва, Т.М. Коростелева, Т.А. Маркова).
Основной концептуальный подход в работе материнской школы предполагает поддержание, укрепление и развитие всего здорового, позитивного, положительного, а не лечение больного, негативного, отрицательного (К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.В. Чечет, Т.М. Коростелева).
Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение;
обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребенка;
- обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи;
- организовать обмен опытом семейного воспитания.
Основные принципы формирования позитивного родительства:
· Принцип приоритета семейного воспитания, утверждающий неизменность семьи как первоначального института воспитания и социализации детей
· Принцип природосообразности, учитывающий проявление природных задатков и инстинктов родителей
· Принцип социальной направленности, рассматривающий семью как наиболее благополучную среду для полноценного развития и воспитания детей, передачи детям общечеловеческих и культурных ценностей
· Принцип признания материнства и отцовства как социально значимой деятельности
· Принцип ненасилия, предполагающий терпимость и уважительность к детям, к проявлениям их индивидуальности, отказ от всякого насилия в том числе физического
II. Участники образовательного взаимодействия и отношения между ними
Участниками образовательного взаимодействия в материнской школе являются родители детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, их дети, педагоги дошкольного учреждения, координационный совет. Сотрудничество между участниками осуществляется на договорной основе с соблюдением принципа партнерства во взаимоотношениях.
В состав материнской школы входят до 10 семей.
Координационный совет осуществляет организацию и управление деятельностью материнской школы, взаимодействует со специалистами дошкольного учреждения и непосредственно с родителями.
Специалисты дошкольного учреждения:
· Обеспечивают квалифицированное педагогическое, психологическое, правовое, медицинское, валеологическое просвещение семьи с учетом интересов и потребностей всех ее членов
· Проводят занятия с детьми в присутствии родителей и с их участием
Родители и члены семей:
· Соблюдают этические нормы общения с членами материнской школы и специалистами
· Проявляют активное участие в повышении собственной психолого-педагогической культуры
· Заботятся о полноценном и разностороннем развитии детей
· Отказываются от любого вида насилия над детьми
· Посещают материнскую школу только со здоровым ребенком
III. Организация работы
Зачисление детей в материнскую школу осуществляется на основе заявления родителей, развернутой медицинской справки о состоянии здоровья ребенка. С родителями составляется договор о сотрудничестве.
Ребенок допускается к занятиям только после осмотра медицинской сестрой дошкольного учреждения.
Специалисты дошкольного учреждения проводят работу с родителями в музыкальном и спортивном зале. В музыкальном зале созданы условия для проведения индивидуальных и коллективных мероприятий с родителями, развивающая среда для занятий с детьми. Индивидуальное консультирование родителей и занятия с детьми проводятся по графику, утвержденному заведующей дошкольным учреждением в кабинете педагога-психолога.
Допускаются самостоятельные занятия родителей с детьми в присутствии и при участии педагогов дошкольного учреждения.
Во время пребывания в материнской школе, дети питанием не обеспечиваются. Длительность пребывания ребенка в материнской школе составляет не более 2-х часов.
Коллективные мероприятия с родителями проводятся в вечернее время в различных формах:
-семинары
-семинары-тренинги
-круглые столы
-практические занятия и др.
При необходимости педагоги привлекают к участию в просвещении родителей медицинских работников, юристов и других специалистов. Обеспечивают родителей и членов семей необходимой литературой и дидактическими пособиями, практическими рекомендациями для занятий с детьми дома.
В просвещении и обучении родителей используются достижения современной отечественной и зарубежной науки, материалы психолого-педагогических исследований, эффективные методики обучения родителей, положительный опыт воспитания детей в семьях.
Материнская школа для детей и родителей
"Материнская школа" - организованная форма работы для родителей и детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение.
"Материнская школа"- это занятия, где интересно не только детям, но и их родителям. Программа занятий "Материнской школы", не требует от родителя каких-либо специальных навыков и знаний. Вы сможете наблюдать и учиться, играть и заниматься, радоваться вместе с Вашим малышом! Занятия проходят в уютной обстановке, в специально оборудованном помещении, где мамам с детьми комфортно.
Основные направления работы:
-сенсорное развитие
-познание окружающего мира
-развитие речи
- изобразительная деятельность
- музыкальное и физическое развитие
- педагогическая подготовка по вопросам развития и воспитание детей раннего возраста
Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение; обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями развития и воспитания ребенка;
- обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи;
- организовать обмен опытом семейного воспитания.
План проведения занятий
№ |
Тема |
Содержание работы |
Октябрь |
||
1 |
“Здравствуй, малыш!” |
Знакомство педагогов с ребенком и родителями Свободная игровая деятельность ребенка с мамой, с другими детьми. Приход персонажа кукольного театра, знакомство, хороводная игра |
2 |
“Мир музыки” |
Экскурсия в музыкальный зал Знакомство детей с музыкальным руководителем Слушание и пение песенок Свободная игровая деятельность |
3 |
“Мир сказки” |
Знакомство со сказочными героями (роли исполняют воспитатель), игры с ними Рассматривание детских книг Показ кукольного спектакля “Репка” |
4 |
“Физкультура!” |
Экскурсия в физкультурный зал Игры с использованием физкультурного оборудования Свободные игры в игровой комнате |
Ноябрь |
||
5 |
“Поиграй-ка!” |
Игры детей в игровой комнате под руководством воспитателя |
6 |
«В гостях у зайки» |
Развитие речи «Описание игрушки зайчика» Чтение стих. А. Барто «Зайка» Подвижная игра «Зайка серенький сидит» Рисование «Морковка для зайки» |
7 |
«Ежик» |
Сенсорное занятие «Грибочки» Лепка «Грибочек для ежика» Музыкальное занятие |
8 |
«Белочка» |
Ознакомление с окружающим миром «Белочка» Подвижная игра «Собери колечки» Аппликация «Шишки» |
Декабрь |
||
9 |
«Мышки» |
Развитие речи. Чтение сказки Котик Петрык и мышка» Подвижная игра «Кот и мышки» Дидактическая игра «Спрячь мышку» |
10 |
«В гостях у куклы Даши» |
Ознакомление с окружающим «Кукла Даша» Чтение рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла» Дид. игра «Одень куклу» Пение детских песен |
11 |
«Елочка» |
Заучивание стихотворения наизусть О. Высотской «Елочка» Пение детских песен про елочку Дид. Игра «Собери бусы» Рисование «Укрась елочку» |
12 |
«Дед Мороз, красный нос» |
Новогодний праздник для детей
|
Январь |
||
13 |
«Снеговик» |
Сенсорное занятие «Снеговичок» Дид. Игра «Подбери пару» Пение новогодних песен Аппликация «Снеговик» |
14 |
«Зима» |
Развитие речи. Беседа про зиму Чтение рассказа И. Шутько «Зима» Подвижная игра «Снежки» Лепка из снега |
15 |
«Белые снежинки» |
Ознакомление с окружающим. Чтение произведения И. Муравейка «Адмарозиу лапки» Рисование воском «Снежинка» Игра «Собери снежинку» Пение детских песен |
16 |
«Кукла заболела» |
Развитие речи. Чтение произведения А. Кобец-Филимонова «Мароз, красный нос» Игра «Морозко» Ритмические движения |
Февраль |
||
17 |
«Заюшкина избушка» |
Чтение сказки «Заюшкина избушка» Игра «Угости зайку» Ритмические движения Рисование «Зайчик» |
18 |
«Кубик на кубик» |
Сенсорное занятие «Кубики» Дид. Игра «Найди кубик» Подвижная игра «найди свое место» Конструирование из кубиков |
19 |
«Игрушки» |
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Игрушки» Рассматривание картинок с изображением «Игрушки» Лепка «Подарок маме» |
20 |
«Путешествие на поезде» |
Развитие речи «Покатаемся на поезде» Чтение рассказа Я. Тайц «Поезд» Музыкальное занятие «Паровозик Чух-чух-чух» |
Март |
||
20 |
«8 Марта» |
Праздник мам
|
21 |
«Весна» |
Чтение произведения З. Александрова «Капель» Подвижная игра «Дождик» Рисование «Дождик, дождик, кап-кап-кап» |
22 |
«Деревья» |
Ознакомление с окружающим. Беседа «Деревья» Сенсорное занятие «Узнай фигуру», «Высокий-низкий» Рассматривание березки Рисование «Дорисуй листочки» |
23 |
«В гостях у солнышка» |
Сенсорное развитие «Лучики для солнышка», закрепить желтый цвет Заучивание стихотворения А. Барто «Солнышко» Пение песен |
Апрель |
||
24 |
«Птицы» |
Ознакомление с окружающим. Беседа «птицы» Дид. игра «Детеныши» Подвижная игра «Воробьи» Лепка «Покорми птицу» |
25.
|
«Щенок Гав» |
Чтение произведения Л. Толстой «У Розки были щенки» Конструирование из конструктора «Домик для щенка» Подвижная игра «Собери колечки» |
26. |
«В городе пирамидок» |
Сенсорное занятие «Пирамидки» Дид. игра «Собери пирамидку» Танцевальные упражнения Аппликация «Пирамидка» |
27. |
«Мой веселый звонкий мяч» |
Заучивание стихотворения «Мой веселый звонкий мяч» Рисование «Мячик для куклы Даши» Игра с прыжками «Мой веселый мяч» |
Май |
||
28 |
«Фрукты» |
Развитие речи «Фруктовый сад» Дид. игра «С какой ветки детки» Сенсорика «Узнай по описанию» Аппликация «Яблочко золотое» |
29 |
«Солнышко лучистое» |
Пение песенки «солнышко лучистое» Ознакомление с окружающим «Почему мне так тепло» Подвижная игра с бегом «Солнечные зайчики» Рисование «Солнышко» |
30 |
«Цветочки» |
Дид. игра «Собери цветочки» Сенсорное занятие «Цветочки», закрепить основные цвета Аппликация «Чудесный цветочек» |
31 |
«По ягоды» |
Ознакомление с окружающим. Рассматривание картинок «Ягоды». Беседа с детьми. Дид. игра «Собери ягоды» Рисование «Малина» Подвижная игра «У медведя во бору» |