Положение о "Материнской школе"ГУО "Детский сад № 107 г.Гродно"

ПОЛОЖЕНИЕ

о «Материнской школе» ГУО «Детский сад №107 г. Гродно»

I.  Общие положения

            Материнская школа ГУО «Детский №107 г. Гродно», далее материнская школа, создана и функционирует в рамках проекта «Развитие детей раннего возраста», реализуемого в Республике Беларусь при поддержке Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Материнская школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка / 1989/, Конституцией Республики Беларусь / 1996/, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» / 2000/, Кодексом Республики Беларусь брака и семьи / 1999/, Законом Республики Беларусь «Об образовании» / 2000/ и настоящим положением.

Материнская школа является структурной частью системы взаимодействия дошкольного учреждения № 16 с семьей и социумом.

 Концептуальные основы деятельности материнской школы

Современная наука доказывает бесспорный приоритет семейного воспитания. Данные социологических, психолого-педагогических исследований позволяют утверждать, что в системе разнообразных институтов и социальных групп именно семья является самым необходимым, специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей. Интимно-личностные отношения, существующие в семье, имеют огромное значение в обеспечении эмоциональной защищенности, психическом развитии и становлении личности ребенка. Успехи семейного воспитания зависят от общей культуры членов семьи, их психолого-педагогической, правовой компетентности, опыта, традиций в воспитании детей (Ю.П. Азаров, Е.Н. Арнаурова, В.П. Дуброва, Т.М. Коростелева, Т.А. Маркова).

Основной  концептуальный подход в работе материнской школы предполагает поддержание, укрепление и развитие всего здорового, позитивного, положительного, а не лечение больного, негативного, отрицательного (К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.В. Чечет, Т.М. Коростелева).

Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение;

обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.

Задачи:

  • познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями   развития и воспитания ребенка; 
  • обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
  • сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи;
  • организовать обмен опытом семейного воспитания.

Основные принципы формирования позитивного родительства:

·         Принцип приоритета семейного воспитания, утверждающий неизменность семьи как первоначального института воспитания и социализации детей

·         Принцип природосообразности, учитывающий проявление природных задатков и инстинктов родителей

·         Принцип социальной направленности, рассматривающий семью как наиболее благополучную среду для полноценного развития и воспитания детей, передачи детям общечеловеческих и культурных ценностей

·         Принцип признания материнства и отцовства как социально значимой деятельности

·         Принцип ненасилия, предполагающий терпимость и уважительность к детям, к проявлениям их индивидуальности, отказ от всякого насилия в том числе физического

II.   Участники образовательного взаимодействия и отношения между ними

Участниками образовательного взаимодействия в материнской школе являются родители детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение, их дети, педагоги дошкольного учреждения, координационный совет. Сотрудничество между участниками осуществляется на договорной основе с соблюдением принципа партнерства во взаимоотношениях.

В состав материнской школы входят до 10 семей.

Координационный совет осуществляет организацию и управление деятельностью материнской школы, взаимодействует со специалистами дошкольного учреждения и непосредственно с родителями.

Специалисты дошкольного учреждения:

·         Обеспечивают квалифицированное педагогическое, психологическое, правовое, медицинское, валеологическое просвещение семьи с учетом интересов и потребностей всех ее членов

·         Проводят занятия с детьми в присутствии родителей и с их участием

Родители и члены семей:

·         Соблюдают этические нормы общения с членами материнской школы и специалистами

·         Проявляют активное участие в повышении собственной психолого-педагогической культуры

·         Заботятся о полноценном и разностороннем развитии детей

·         Отказываются от любого вида насилия над детьми

·         Посещают материнскую школу только со здоровым ребенком

III.             Организация работы

Зачисление детей в материнскую школу осуществляется на основе заявления родителей, развернутой медицинской справки о состоянии здоровья ребенка. С родителями составляется договор о сотрудничестве.

Ребенок допускается к занятиям только после осмотра медицинской сестрой дошкольного учреждения.

Специалисты дошкольного учреждения проводят работу с родителями в музыкальном и спортивном зале. В музыкальном зале созданы условия для проведения индивидуальных и коллективных мероприятий с родителями, развивающая среда для занятий с детьми. Индивидуальное консультирование родителей и занятия с детьми проводятся по графику, утвержденному заведующей дошкольным учреждением  в кабинете педагога-психолога.

Допускаются самостоятельные занятия родителей с детьми в присутствии и при участии  педагогов дошкольного учреждения.

Во время пребывания в материнской школе, дети питанием не обеспечиваются. Длительность пребывания ребенка в материнской школе составляет не более 2-х часов.

Коллективные мероприятия с родителями проводятся в вечернее время в различных формах:

-семинары

-семинары-тренинги

-круглые столы

-практические занятия и др.

            При необходимости педагоги привлекают к участию в просвещении родителей медицинских работников, юристов и других специалистов. Обеспечивают родителей и членов семей необходимой литературой и дидактическими пособиями, практическими рекомендациями для занятий с детьми дома.

            В просвещении и обучении родителей используются достижения современной отечественной и зарубежной науки, материалы психолого-педагогических исследований, эффективные методики обучения родителей, положительный опыт воспитания детей в семьях.

         

Материнская школа для детей и родителей

"Материнская школа" -  организованная форма работы для родителей и детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольное учреждение.

"Материнская школа"- это занятия, где интересно не только детям, но и их родителям.  Программа занятий  "Материнской школы", не требует от родителя каких-либо специальных навыков и знаний. Вы сможете наблюдать и учиться, играть и заниматься, радоваться   вместе с Вашим малышом! Занятия проходят в уютной обстановке, в специально оборудованном помещении, где мамам с детьми комфортно. 

            Основные направления работы:

 -сенсорное развитие

 -познание окружающего мира

 -развитие речи

 - изобразительная деятельность

 - музыкальное и физическое развитие

 - педагогическая подготовка по вопросам развития и воспитание детей раннего возраста

Цель: привлечение родителей в дошкольное образовательное учреждение; обеспечение психологического здоровья будущих воспитанников УО.

Задачи:

  • познакомить родителей с возрастной психологией, особенностями   развития и воспитания ребенка; 
  • обучить родителей практическим приемам и методам воспитания, обучения и оздоровления детей;
  • сформировать у ребенка положительную мотивацию на детский сад через снятие тревожности и негативных установок у матери на “отрыв” ребенка от семьи;
  • организовать обмен опытом семейного воспитания.

 

План проведения занятий

Тема

Содержание работы

Октябрь

1

“Здравствуй, малыш!”

Знакомство педагогов с ребенком и родителями

Свободная игровая деятельность ребенка с мамой, с другими детьми.

Приход персонажа кукольного театра, знакомство, хороводная игра

2

“Мир музыки”

Экскурсия в музыкальный зал

Знакомство детей с музыкальным руководителем

Слушание и пение песенок

Свободная игровая деятельность

3

“Мир сказки”

Знакомство со сказочными героями (роли исполняют воспитатель), игры с ними

Рассматривание детских книг

Показ кукольного спектакля “Репка”

4

“Физкультура!”

Экскурсия в физкультурный зал

Игры с использованием физкультурного оборудования

Свободные игры в игровой комнате

Ноябрь

5

“Поиграй-ка!”

Игры детей в игровой комнате под руководством воспитателя

6

«В гостях у зайки»

Развитие речи «Описание игрушки зайчика»

Чтение стих. А. Барто «Зайка»

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Рисование «Морковка для зайки»

7

«Ежик»

Сенсорное занятие «Грибочки»

Лепка «Грибочек для ежика»

Музыкальное занятие

8

«Белочка»

Ознакомление с окружающим миром «Белочка»

Подвижная игра «Собери колечки»

Аппликация «Шишки»

Декабрь

9

«Мышки»

Развитие речи. Чтение сказки Котик Петрык и мышка»

Подвижная игра «Кот и мышки»

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

10

«В гостях у куклы Даши»

Ознакомление с окружающим «Кукла Даша»

Чтение рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла»

Дид. игра «Одень куклу»

Пение детских песен

11

«Елочка»

Заучивание стихотворения наизусть О. Высотской «Елочка»

Пение детских песен про елочку

Дид. Игра «Собери бусы»

Рисование «Укрась елочку»

12

«Дед Мороз, красный нос»

Новогодний праздник для детей

 

Январь

13

«Снеговик»

Сенсорное занятие «Снеговичок»

Дид. Игра «Подбери пару»

Пение новогодних песен

Аппликация «Снеговик»

14

«Зима»

Развитие речи. Беседа про зиму

Чтение рассказа И. Шутько «Зима»

Подвижная игра «Снежки»

Лепка из снега

15

«Белые снежинки»

Ознакомление с окружающим. Чтение произведения И. Муравейка «Адмарозиу лапки»

Рисование воском «Снежинка»

Игра «Собери снежинку»

Пение детских песен

16

«Кукла заболела»

Развитие речи. Чтение произведения А. Кобец-Филимонова «Мароз, красный нос»

Игра «Морозко»

Ритмические движения

Февраль

17

«Заюшкина избушка»

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Игра «Угости зайку»

Ритмические движения

Рисование «Зайчик»

18

«Кубик на кубик»

Сенсорное занятие «Кубики»

Дид. Игра «Найди кубик»

Подвижная игра «найди свое место»

Конструирование из кубиков

19

«Игрушки»

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Игрушки»

Рассматривание картинок с изображением «Игрушки»

Лепка «Подарок маме»

20

«Путешествие на поезде»

Развитие речи «Покатаемся на поезде»

Чтение рассказа Я. Тайц «Поезд»

Музыкальное занятие «Паровозик Чух-чух-чух»

Март

20

«8 Марта»

Праздник мам

 

21

«Весна»

Чтение произведения З. Александрова «Капель»

Подвижная игра «Дождик»

Рисование «Дождик, дождик, кап-кап-кап»

22

«Деревья»

Ознакомление с окружающим. Беседа «Деревья»

Сенсорное занятие «Узнай фигуру», «Высокий-низкий»

Рассматривание березки

Рисование «Дорисуй листочки»

23

«В гостях у солнышка»

Сенсорное развитие «Лучики для солнышка», закрепить желтый цвет

Заучивание стихотворения А. Барто «Солнышко»

Пение песен

Апрель

24

«Птицы»

Ознакомление с окружающим. Беседа «птицы»

Дид. игра «Детеныши»

Подвижная игра «Воробьи»

Лепка «Покорми птицу»

25.

 

«Щенок Гав»

Чтение произведения Л. Толстой «У Розки были щенки»

Конструирование из конструктора «Домик для щенка»

Подвижная игра «Собери колечки»

26.

«В городе пирамидок»

Сенсорное занятие «Пирамидки»

Дид. игра «Собери пирамидку»

Танцевальные упражнения

Аппликация «Пирамидка»

27.

«Мой веселый звонкий мяч»

Заучивание стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»

Рисование «Мячик для куклы Даши»

Игра с прыжками «Мой веселый мяч»

Май

28

«Фрукты»

Развитие речи «Фруктовый сад»

Дид. игра «С какой ветки детки»

Сенсорика «Узнай по описанию»

Аппликация «Яблочко золотое»

29

«Солнышко лучистое»

Пение песенки «солнышко лучистое»

Ознакомление с окружающим «Почему мне так тепло»

Подвижная игра с бегом «Солнечные зайчики»

Рисование «Солнышко»

30

«Цветочки»

Дид. игра «Собери цветочки»

Сенсорное занятие «Цветочки», закрепить основные цвета

Аппликация «Чудесный цветочек»

31

«По ягоды»

Ознакомление с окружающим. Рассматривание картинок «Ягоды».

Беседа с детьми.

Дид. игра «Собери ягоды»

Рисование «Малина»

Подвижная игра «У медведя во бору»